В прошлом рассказе о отечественном независимом треккинге в непальских Гималаях я остановилась на том, как мы ночевали в базисном лагере на высоте 4800 м недалеко от перевала Thorong La. На следующее утро было решено спускаться обратно в Муктинат, на высоту 3800 м. Это мы и сделали. Нужно заявить, что в то утро мы проснулись не в лучшем состоянии: отек лица, головная боль, тошнота… Громадное благодарю русско-немецким инженерам, каковые приютили нас в собственных палатках вчера вечером. Они нас .

Дремать на таковой высоте было не холодно, но вот горная заболевание причиняла некий неудобство. С утра выпили мятного чаю с медом и понаблюдали за опытом: запуск в небо мелкого вертолетика на громадной высоте. В Муктинат спустились за несколько часов (1000 м спуска). В Муктинате отмылись, отоспались и отъелись яблочных пирогов. На следующий сутки было решено ехать назад в Покхару, поскольку в этом городе были еще дела.

Узнали, где в Муктинате находится автобусная станция, и рано утром устремились к ней. Автобусы из Муктинатха ходят с 9 утра. Лишь до Джомсома. Добраться из Муктината до Джомсома возможно двумя дорогами: на автобусе, либо на джипе. Оба варианта — с автовокзала с утра (доходить необходимо примерно в девять часов утра).

Цена джипа и автобуса однообразная — 730 непальских рупий. Входя в автобус, мы повстречали Майтрейю — отечественного соотечественника, что вот уже 10 лет живет в Непале. В Муктинате он арендует гостиницу и организует туры в Непальские и Тибетские Гималаи. С ним и его женой мы совершили все время в пути, и пара последующих дней в Покхаре. Через полтора часа горных дорог автобус прибыл в Jomsom.

В том месте, перейдя через мост, мы загрузили вещи еще в один автобус, что следовал до Гхасы (Ghasa). Цена билета на данный автобус — 840 непальских рупий. Время в пути — приблизительно 5 часов. Перед поездкой прогулялись к банкомату, сняли деньги.

В Джомсоме имеется банкоматы (возможно, единственные в Нижнем Мустанге и горном Непале в целом), находятся они у аэропорта. Рабочая группа в том месте, как и везде в Непале, 400 рупий, и снять возможно большую сумму размером в 10000 рупий. Незадолго до у нас сломалась пластиковая карта — отечественный единственный источник дохода.

Мы ее склеили суперклеем, и удачно сняли деньги. Целый путь от Джомсома до Гхасы, что преодолевали в течении последних нескольких суток, на автобусе мы проехали за пара часов. За окном промелькнули красивые яблочные сады Марфы, величественный Нилгири, ущелье реки Кали Гандаки, и вот он, — привычный поворот. Мы приехали в самое начало Нижнего Мустанга — Гхасу.

В Гхасе медлить запрещено. Стыковка автобусов всего пара мин.. В последний момент мы запрыгнули без билета в переполненный местными и туристами автобус Гхаса — Бени (Beni), и отправились в Бени, путь в который занимает кроме этого часов 5. Горы неспешно становились все ниже и ниже, преобразовываясь из снежных вершин в зеленые холмики, и вот, наконец, уже поздно ночью, мы приехали на автовокзал Бени. Цена этого автобуса уже была существенно ниже — 390 рупий.

Дорога нехорошая, временами было страшно. Еще ужаснее, чем в горах — тут автобус шел по узкой дорожке над ущельем, разъезжался каким-то чудесным образом со встречным транспортом, а также несколько раз ломался в лучших непальских традициях. Глядя на непальские автобусы, по большому счету не верится, как они ездят? Но на практике неизменно все заканчивается прекрасно. Необычное мастерство непальских водителей, не в противном случае) Ночевать в Бени не хотелось.

Было 2 варианта: забрать джип либо такси, поскольку по темноте автобусы до Покары не ходят. Мы решили забрать такси на 4 человек, и заплатили за него 4000 рупий (по 1000 рупий с человека). Возможно было торговаться и дешевле (рупий на 600-700), но тому не разрешила случиться местная «мафия»: водители и таксисты джипов назойливо окружили нас, и не давали «отечественному» таксисту опустить цену. Самое верное было бы увести сходу таксиста в сторону и по-негромкому с ним договориться, не вступая в лишние переговоры.

Что уж тут сделаешь: туристы — главный источник дохода непальцев. Продолжительно ли, кратко ли, мы доехали до Покары. Была уже ночь, и все бары и рестораны Лейксайда позакрывались. Мы поселились в весьма хорошей гостинице, которую дал совет нам Майтрейя — номер за 450 рупий с стремительным интернетом и горячим душем.

Я про нее еще напишу отдельный пост. Отмылись, попили чайку, сваренного на походной горелочке, отдохнули. Так закончился отечественный треккинг.

Из него мы вынесли многое. Этого словами не передать. Мы заметили дикую, первозданную природу Гималаев.

Пообщались с их необычными обитателями. Покорили снежный перевал. Сделали много завораживающих фотографий. Завели занимательные знакомства.

Выяснили, что такое горная заболевание, и что с этим шутки нехороши. Глубокоуважаемый читатель! Если вы планируете поездку горы — не торопитесь. Лучше делать остановки на акклиматизацию на 1-2 дня, чем ломиться вверх поскорее. Так вы станете ощущать себя значительно лучше. «Тише едешь — дальше будешь», — как говорит пословица.

Всем, кто еще сомневается по поводу треккинга — не сомневайтесь, идите. Это будет одно из лучших и захватывающих приключений в вашей жизни. Благодарю вас за внимание.

Надеюсь, мой рассказ окажет помощь вам совершить треккинг самостоятельно. Если вы сомневаетесь в собственных силах, либо просто не желаете идти один — могу дать совет обратиться в Майтрейе — он красивый экскурсовод, что поведает вам множество любопытных фактов о Гималаях. Сайт дня: Желаете снять номер в отеле в Москве на пара часов? Сейчас это вероятно благодаря гостинице Perinna — номера от экономного класса до люкса ожидают собственных постояльцев! Комфортный номер в гостинице Перина на час — это не только место, где путешественник может с комфортом отдохнуть.

Это еще и множество бонусов в виде дополнительного сервиса: ужин либо ланч в номер, бесплатный wi-fi, трезвый шофер. В отеле имеется кроме этого более экономичные и классические варианты проживания — вы имеете возможность снять номер на ночь, на дни либо на пара дней.