На территории бывшего СССР фотография еще лишь отвоевывает собственный место под солнцем на арт — рынке. А во Франции данный вопрос решен еще во второй половине 60-ых годов XX века. Тогда в первый раз фотофестиваль собрал в одном месте журналистов, критиков и, само собой разумеется, фотографов – специалистов. Тот фестиваль сделал собственный дело: с того времени фотографию нарекли мастерством.

Сперва во Франции, позже в Америке и, потом в мире. Мне посчастливилось три года подряд находиться и следить за фестивалем. Конечно, появились кое-какие вопросы, на каковые мне дал согласие ответить основной человек на фестивале «Встречи в Арле» — Франсуа Эбель.

Франсуа Эбель – одна из самых влиятельных фигур в мире фотографии. Он появился в семье актёров и журналистов. Не имея особого образования, но владея интуитивным чутьем хорошего фотоснимка, он возглавил фотоагенство Magnum, позднее и самый известный в мире фотофестиваль «Встречи в Арле». Какое место сейчас занимает фотография в жизни француза? – был мой первый вопрос.

Ф.Э.: Во Франции фотография занимает серьёзное и важное место. Лишь в Париже находятся не меньше 10 музеев, где всегда обновляются выставки фотографии. Я замечаю тенденцию замещения фотографией текста в информационном пространстве. Такое чувство, что не так долго осталось ждать не требуется будет просматривать, достаточно не составит большого труда посмотреть. Оно и ясно: так как в образе зашифровано намного больший количество информации, чем в тексте для того чтобы же размера.

В случае если взглянуть серию фотографий одного автора, возможно с громадной долей уверенности выяснить его национальную принадлежность. Что в этом случае отличает французского фотографа? Ф.Э.: Сейчас французскую эстетику в фотографии идентифицировать, думаю, нереально. Но ярко отличаются германская, британская и китайская эстетики. Все дело в том, во Франции на данный момент нет национального перемещения в фотографическом мастерстве, но это компенсируется огромным интересом к самой фотографии.

Я имею в виду сам институт и интерес общественности фотографии. – Поведайте, как организуется таковой фестиваль, как находятся новые имена, формируется жюри? Ф.Э.: Я знаком с огромным числом людей в мире. И, иногда мои приятели говорят мне: взгляни, в той точке земного шара происходит что-то занимательное, либо что – то феноменальное. Так, человек делается специалистом в том событии и раскрывает его во всей полноте. Это позволяет обнаружить новые имена и открывает возможность путешествовать.

Помимо этого я приобретаю много досье со всех стран. Это возможно фоторепортер из Ливии, фотограф-портретист из Сиднея, либо свадебный фотограф из Евпатории. Приходится многим отказывать, но время от времени я говорю да.

Программа на фестиваль, что проходит летом, составляется с августа по декабрь. Это разрешает нам быть актуальными, в отличие от вторых фестивалей, каковые планируются за пара лет. Но, наряду с этим мы в определенной степени рискуем. Время от времени авторы лет через 10 оказываются в забвении.

По различным обстоятельствам… А, не редкость так, что через какое-то время люди говоря: «а, мы это уже видели в Арле». Фестивалю «Встречи в Арле» уже 42 года, и 10 из них им командует Франсуа. Фестиваль стал коммерчески успешным как раз благодаря нему. Но, удалось ли за эти годы сохранить начальные правила, каковые закладывались его основателями? Ф.Э.: Фундаментальным принципом являлись, и являются сейчас, проведения мастерклассов с участием известных фотографов.

Кроме этого, это их обсуждения и проекции фотографий. Необходимо подчернуть, что количество участников выросло в много, в противном случае и в тысячи раз. Это радует.

Мы не делаем из этого коммерцию, но это – приятные последствия. – Каково же, по-вашему, будущее фотографии? Ф.Э.: Я уверен, что у фотографии красивое будущее. Мы так как сейчас все фотографы, открыты огромные пространства для самых необыкновенных их реализации и идей.

Фотография взяла свободу, и ее неизменно возможно повесить на стену!